Кто повинен в трагедии, происшедшей в #СтаромКрыму в #апреле 1944 года? #historyandlifeoffeodos #Феодосия #historyandlifeoffeodosia
Ещё в советские времена в Госархиве Крымской области хранился акт, подписанный 3 августа 1944 г. членами Старо-крымской районной комиссии по расследованию злодеяний, определению и учету ущерба, причиненного немецко-фашистскими захватчиками на территории Старого Крыма. В акте констатируется:
«Увидев свое полное бессилие под натиском частей Красной Армии и партизан, уходящие фашисты произвели жуткую расправу, с мирным беззащитным населением г. Старого Крыма. Это кошмарное событие произошло 12 aпреля под вечер и кончилось утром 13 апреля. И около 4-х часов дня 12 апреля 1944 г. немецкие солдаты и офицеры, находившиеся в Старом Крыму и имевшие опознавательные знаки — желтый треугольник с нарисованным на нем черепом со скрещенными костями — приступили к поголовному уничтожению жителей по улицам Северной, Сулу-Даре, Полины Осипенко и др. Гитлеровцы вламывались в квартиры, избивали людей, выгоняли на улицу стариков, женщин и детей и ту же расстреливали. Применяли также холодное оружие: штыки и пр. Одновременно с этим по улицам двигались танки и стреляли в упор по жилым домам из орудий и пулеметов. Утром 13 апреля к окраинам г. Старого Крыма подошли части Красной Армии и партизаны. Немцы торопились уходить и убивали людей через окна, не заходя в дом. Не считались с больными, лежащими в постели. Свидетели г. Старого Крыма Гордиенко Б. И. так рассказывает: ''Сестра моя, Колесникова Анна Ивановна, проживала по ул. Осипенко, д. № 34. К ней постучались 12 апреля в 4 часа дня. Не подозревая о готовящемся убийстве, она вышла отворить дверь. Эсэсовец выстрелил в голову из автомата, затем в живот. Внутренности ее были вырваны разрывной пулей. Зашли в дом и застрелили в постели ее больную дочь Анну, шести лет, с температурой 40°''.
Так, переходя из дома в дом, в дикой, ужасной обстановке, при громе танковых орудий уничтожали семью за семьей. Приводим особенно характерные случаи зверских убийств. Целиком убита семья Плотникова Петра Васильевича, 44 лет, жена его Плотникова А. Ф., 36 лет, дети: Наташа — 6 лет, Юрий — 4 года, Валя — 2 лет и их родственница Плотникова Тамара, 28 лет. После убийства матери Валя обняла труп матери за шею. В таком виде она убита на груди матери. Полностью истреблена семья Зердованиди: мать Зердованиди Лидия, 27 лет, и четверо детей: Ваня— 4 лет, Лида — 6 лет, Сати — 4 лет и малютка — грудной мальчик Степа, 4 месяцев. Погибла Выскребенцева В. П., 55 лет, с семьей в пять человек».
Далее в акте зафиксирован рассказ Муравецкой Таисии Ивановны, чудом оставшейся в живых, свидетельницы гибели своего отца, матери и сестры. Вот что она рассказала: «Сначала был убит мой отец Иван Андреевич, 62 лет, из автомата, затем сестра Ольга Ивановна, 32 лет, и мать Муравецкая Ольга Ивановна, 58 лет. Я была ранена в грудь и когда упала, рядом со мной остался стоять ребенок сестры, Алик, 6 лет. Я слышала, как ребенок закричал: ''Дяденька, меня хоть не убивайте'', — но извергам было не до этого. Он увидел у меня на руке часы и наклонился, чтобы снять их с руки, а ребенок тем временем убежал в сад и таким образом остался жив».
Согласно акту от 16 апреля 1944 г., составленному представителями от армии (майоры Трунов Г. П. и Ваулин Н. П.), от партизан (Кузнеццов В., Периоти В.), от пострадавших (Руденко А. Ф., Кадырова А. Ф., Слобожанский Н. Л и др.), в течение 12—13 апреля с. г. по г. Старому Крыму убито 584 человека мирных граждан —стариков, женщин и детей. Комиссии удалось установить личности 163 человек. Согласно свидетельским показаниям родственников убитых, среди убитых находились граждане других местностей. Опознать всех убитых не удалось. Такой разрыв между числом захороненных и числом выясненных жертв можно объяснить тем, что в числе погибших были эвакуированные немцами жители других районов (Керчь, Феодосия, Анапа, Новороссийск). За отсутствием ближайших родственников и знакомым не представляется возможности уточнить и установить личности погибших. (Из числа 163 жертв опознанных родными, соседями: русских — 104, греков — 21, украинцев — 17, крымских татар — 15, apмян — 3, болгар —2, караимов — 1.) Всего установлено комиссией убитых, повешенных и замученных граждан г. Старого Крыма и района, а также граждан других местностей, бывших на территории района за период оккупации (включая убитых 12—13 апреля 1944 г.), 897 человек. Отправлено в лагеря и в Германию за это время 1143 человека. Виновными в совершении вышеописанных злодеяний комиссия считает, как представителей германской комендатуры, так и их приспешников со стороны властей города, полиции и пр.».